Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение ими эффективных педагогических приёмов организации контрольно-оценочной деятельности
Задачи:
познакомить с возможностями применения активной оценки согласно с правилами организации обучения с помощью данного метода;
обеспечить усвоение педагогами понятий «контроль», «оценка», «отметка»;
способствовать расширению представлений педагогов об использовании эффективных педагогических приёмов при организации контрольно-оценочной деятельности учащихся;
создать условия для совместной отработки конкретных методических приёмов при организации контрольно-оценочной деятельности;
совершенствовать навыки самоанализа и рефлексии педагогической деятельности.
Оборудование: бейджи,конверты (по количеству участников), цветные карандаши, листы формата А4, лист контроля, карточки с заданиями для работы в группах, кубик для рефлексии.
Ход мастер-класса
- Организационно-мотивационный этап
Ведущий мастер-класса приветствует участников у входа в кабинет, просит взять со стола бейдж и в соответствии с его цветом сформировать группы.
Приём «Эмоциональное восприятие»
В. Я попрошу вас взять бейдж такого цвета, который соответствует вашему настроению. (Участники выбирают.)
В. Те, кто выбрал бейдж зелёного цвета, хотят быть успешными на сегодняшнем семинаре.
Те, кто выбрал оранжевые — желают общаться.
Жёлтые — планируют быть активными.
Выбравшие голубой цвет — будут настойчиво и активно отстаивать свою точку зрения.
Участники мастер-класса разделены на 4 группы.
Приём «Пять слов»
В. “Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота”, - говорил царь Соломон. Предлагаю вам оформить бейдж для самопрезентации: записать своё имя, название учреждения образования, в котором вы работаете, и две основные черты характера, а также нарисовать своё эмоциональное состояние.
Приём «Письмо самому себе»
В. Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам взять конверт, написать на нём своё имя. На чистом листе опишите кратко свои ожидания от сегодняшнего мастер-класса. А теперь положите письмо в конверт – вы получите его в конце занятия.
Притча
Ведущий знакомит педагогов с восточной притчей:
«Жил-был один монах. Всю жизнь он пытался выяснить, чем отличается ад от рая. Об этом он размышлял днями и ночами. И вот однажды, когда он заснул после мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в ад. Осмотрелся монах и увидел: сидят люди перед котлом с едой, все измождённые, голодные. Присмотрелся – у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг подбегает к монаху местный служащий и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в рай.
Приехал монах в рай. И что же он видит? Та же картина, что и в аду: котлы с едой, у людей ложки с длиннющими ручками, но все весёлые и сытые. Присмотрелся – а здесь люди этими ложками кормят друг друга» [1].
Ведущий предлагает сформулировать главную мысль притчи. (Залог успеха - в помощи друг другу.)
В. Я думаю, что вы в групповой работе также будете помогать друг другу.
Лист контроля (Приложение 1)
В. В процессе нашей работы вы будете заполнять «Лист контроля», в котором прописаны этапы работы мастер-класса, используя приём «Инсерт». (Приложение 2)
Это приём технологии развития критического мышления, используемый при работе с текстом, с новой информацией. Мы с вами воспользуемся им при заполнении таблицы в графе «Пометки».
- Этап актуализации субъективного опыта участников. Целеполагание
Участникам мастер-класса предлагается за 1 минуту нарисовать ёлочку. Затем ведущий выставляет за выполненную работу отметки от 1 до 10. При этом участники видят, что тщательно нарисованные ёлочки оцениваются хуже, чем небрежные наброски.
В. У вас не возник вопрос: «А почему такая отметка?».
- Я хотела увидеть большую ёлочку, украшенную разноцветными шарами. (Предполагается, что участники семинара скажут: «Так вы же нам об этом не сказали».)
В. Да, я, как учитель, допустила ошибку, не сказав вам в начале работы, по каким критериям буду оценивать это задание, на что буду обращать внимание («НаШтоБуЗУ»). Если учитель и учащиеся имеют критерии, то в классе создаётся среда, благоприятная для учения. Критерии оценки – это одно из эффективных средств обеспечения обратной связи на уроке.
Таким образом, мы обозначили проблему, которую будем сегодня обсуждать и находить пути решения. Веяния времени ставят перед нами задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учащихся и расширению оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты учащегося.
Итак, тема мастер-класса – «Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся посредством использования эффективных педагогических приёмов».
В.В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Целеполагание
В. Сегодня в ходе нашего занятия мы:
- выделим важные дидактические функции НАШтоБуЗу (по технологии активной оценки);
- познакомимся с дидактическими средствами организации контрольно-оценочной деятельности;
- научимся применять на практике методические приёмы при организации контрольно-оценочной деятельности.
III. Теоретический этап
В. Готовясь к мастер-классу, я обратилась к технологии активной оценки (АО). Учителя, которые применяют технологию АО и вооружают учащихся критериями оценки, называют их акронимом «НаШтоБуЗУ» (па-беларуску: на што буду звяртаць увагу). Это как договор между учителем и учеником, правила игры, способ уточнения цели, навигатор, связь между целью и итоговой диагностикой, средство обратной связи.
Ведущий знакомит с литературой по теме «Технология АО».
В. НаШтоБуЗУ выполняет ряд важных дидактических функций:
- мотивирующую, поскольку очерчивает объём работы, содержание, которое необходимо усвоить, указывает границы того, что нужно знать и уметь; указывает на то, что будет проверяться;
- организующую: даёт учащимся ориентиры деятельности, помогает видеть по ходу работы свои успехи и проблемы, корректировать в случае необходимости свою деятельность и её промежуточные результаты, повышает ответственность за своё учение;
- управляющую: учитель видит степень соответствия между критериями деятельности учеников и её результатами, что позволяет оперативно реагировать и регулировать процесс усвоения учебного материала;
- интегрирующую: осведомлённость родителей о критериях оценки позволяет вовлекать их в процесс учения детей;
- здравоохранительную: знание учащимися критериев оценки создаёт психологически комфортную среду, исключает ситуации стрессов из-за неопределённости в организации контроля, обеспечивает взаимопонимание между учителем, учащимися и их родителями [2].
Таким образом, НаШтоБуЗУ обеспечивает учащимся высокий уровень учебной мотивации, делая «правила игры» определёнными, содержание контроля открытым, а не засекреченным.
В. Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы: (называются этапы в нарушенной последовательности)
Работа в группах «Этапы контрольно-оценочной деятельности»
Каждая группа получает разрезанную карточку, в которой нужновосстановить последовательность этапов контрольно-оценочной деятельности на учебном занятии и аргументировать свой выбор.
Этапы контрольно-оценочной деятельности:
- Постановка цели
- Выработка критериев
- Организация учебной деятельности
- Оценка
- Отметка
Участники каждой группы аргументируют выбранную последовательность этапов.
В. Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть? Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной.
Основным видом деятельности учащихся и учителя является учебная. Компонентами учебной деятельности являются контроль, оценка и отметка.
В. Давайте попробуем разобраться в этих понятиях.
Работа в группах «Определение понятий»
Приём «Мозговой штурм»
Участникам предлагаются конверты с набором слов, из которых необходимо составить определение понятия (в конверте присутствуют лишние слова).
Группа №1 – контроль (1 вариант)
Группа №2 – контроль (2 вариант)
Группа № 3 – оценка
Группа №4 – отметка
Самопроверка. Взаимопроверка
Контроль – процесс сопоставления, сравнения контролируемого объекта или процесса с эталоном, нормами, критериями.
Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами.
Оценка – развёрнутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает прежде всего своё личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка – результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах [3].
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке.
В. А какой должна быть оценка, как вы считаете?
Участники предлагают свои варианты ответов: объективной; адекватной; мотивированной; стимулирующей; дифференцированной; заинтересованной; выразительной; понятной; уважительной.
В. Контроль имеет разные функции, из которых главная - функция обратной связи. Только лишь постоянно имея информацию о том, как "ведет" себя, как реагирует класс, ученик на воздействие учитель, ученика-консультанта, можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, умениями и навыками. Только тогда учитель может быть уверенным в том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.
IV. Практический этап
В. Важно, чтобы учащийся сознавал, почему получена та или иная отметка, чтобы у него не опускались руки, и появлялось стремление добиться успеха.
В этом плане на уроках помогают некоторые приемы контрольно- оценочной деятельности.
1) Приём «Цветные поля» или «Цветовые дорожки»
В. Предлагаю вашему вниманию небольшой тест (для каждого участника). (Приложение 3)
Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Значит, критерием будет правильность выполнения. За каждый правильный ответ вы получаете 2,5 балла.
Просмотрите тест и поднимите руку те участники, у которых задания теста не вызывают затруднений. А теперь поднимите руку те, которым задания показались сложными. И поднимите руку те, кто считает, что не справится с заданием.
На выполнение теста 5 мин.
В. Прежде чем сдать свою работу на проверку, возьмите цветные карандаши и отчертите поля:
Красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
жёлтые поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». зелёные поля - «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».
В. Этот приём используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Этот приём удобен и детям, и учителю. Как вы думаете почему? (Участники высказывают своё мнение.)
В. Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы мы понимаем, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Таким образом, у обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.
Проверка теста по ключу
В. Почему этот тест вызвал у вас затруднения? Что вы должны знать и уметь? Потому, что мы с вами не отработали эту тему. Прежде чем давать какой-то тест, проверочную работу, нужно показать учащимся, какие будут задания, чтобы они стремились к отработке именно этих определений, заданий.
2) Приём «Знаковая символика»
В. Предлагаю вам выполнить небольшое задание по русскому языку:
«Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова».
- Что вначале нужно выяснить?
! ЗНАТЬ и УМЕТЬ
Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели:
- знать, что такое парная согласная;
- уметь находить корень;
- уметь подбирать проверочные слова.
- Что дальше нужно сделать? (предложить критерии оценки)
! КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ
- Какие критерии выполнения,НаШтоБуЗУ – на что буду обращать внимание:
- правильно ли подобраны слова (в соответствии с темой)
- правильное написание.
- Итак, мы с вами составили план совместных действий, определили последовательность. Теперь можем приступить к выполнению работы.
На выполнение задания 5 мин.
Самопроверка. Взаимопроверка
В. Проверьте выполненное задание. Обменяйтесь в парах и оцените работу своего соседа (знаками).
В. На полях тетради ученик фиксирует знаком результат выполнения задания.
« ! » - отлично выполнил
«+» - хорошо
«?» - есть затруднения
«-» - не справился с работой
В. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать себя.После используется приём«Взаимный контроль»: учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Затем работу проверяет учитель. Он может согласиться или не согласиться с поставленным ребёнком знаком. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят.
В. Приём «Оценочный поезд» также способствует созданию комфортной обстановки на занятиях. Ученикам раздаются шапочки с фразами «Нет ошибок», «Допустил 1-2 ошибки», «Допустил более 2 ошибок». Остальные ученики образуют состав. (Проводится с участниками мастер-класса.)
В. Далее выясняется, почему были допущены те или иные ошибки и что нужно сделать, чтобы потом их не допускать.
3) Разработка психологических ситуаций
Приём «Мозговой штурм»
Цель: используя мнение групп, выработать оптимальный алгоритм действий педагога в подобных ситуациях контроля и оценивания учебных достижений учащихся.
Ситуация 1
Ученик плохо усваивает предмет. За текущую контрольную работу он получил отметку «2», поэтому дома его будут ругать. Ваши действия.
Ситуация 2
Ученики выполнили проверочную работу. Одному вы поставили «7», а другому при таком же количестве ошибок – «5». Ученик, получивший «5», решил выяснить у вас, почему выставлены разные отметки. Ваши действия.
Ситуация 3
В школу пришла мама одного из ваших учеников и высказала возмущение по поводу успеваемости сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьёй, а отметок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Мой сын – способный мальчик. А вы к нему предвзято относитесь». Ваши действия.
Ситуация 4
На уроке вы спросили ученика, претендующего на получение высоких отметок, однако тот ответил, что не готов, как и предыдущий ученик, который претендентом на звание отличника не является. Ваши действия.
Участники, используя приём «Мозговой штурм», вырабатывают оптимальный алгоритм действий педагога в предложенных ситуациях.
V. Рефлексивный этап
Педагоги на протяжении всего мастер-класса заполняли лист контроля, используя приём «Инсерт».
В. Давайте проанализируем ваши листы контроля, с помощью приёма «Кубик Блума». (Участники бросают кубик и отвечают на вопрос, который выпал на грани кубика.)
- Что было известно?
- Что нового узнали?
- Я думал по-другому…
- Мне было непонятно…
В. А теперь возьмите свои письма и запишите в них:
(Ведущий раздаёт письма участникам)
üОправдались ли ваши ожидания?
üЧто было для вас открытием?
üЧто бы вы хотели ещё узнать?
В. И напоследок, как водится, притча, подводящая итог нашему разговору:
«Ученик вызвал на соревнование учителя – рубить деревья. Он рубил не переставая, время от времени слыша перерыв у учителя.
Но учитель его опередил.
— Как же так, как ты мог меня опередить? Ведь ты останавливался, а я рубил без отдыха?
— В это время я точил топор». [4]
В. От себя добавлю: в момент, когда ты «оттачиваешь топор» – «убиваешь», как минимум, трех зайцев: натачиваешь инструмент для более эффективной работы, отдыхаешь (смена деятельности дает передышку от предыдущей!) и заодно – продумываешь свой следующий шаг (выпав на время из круговорота, видишь «со стороны», как лучше приступить к следующему этапу работы). Такой ритм деятельности очевидно эффективнее, чем непрерывная «продуктивная» работа полного сил, но безголового ученика… Так будем же учениками «с головой»!
Спасибо за работу!
Список использованных источников
1. Ад и Рай. Восточная притча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//www/litmir/me/br/?b=249012&p=11. – Дата доступа : 01.03.2023
2. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі: дапаможнiк для настаўнікаў/ М.І. Запрудскі, М.В. Кудзейка, Т.П. Мацкевіч і інш.; пад.рэд. М.І. Запрудскага. - Мiнск, 2014.- 238 с.
3. Войтович Т.С. Контрольно-оценочная деятельность: содержание, средства, результат // Народная асвета. – № 11. – 2013.
4. 1. Мудрый учитель. Восточная притча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//www/litmir/me/br/?b=249012&p=11. – Дата доступа : 01.03.2023
Приложение 1
Лист контроля
Этапы
|
Элементы
|
Пометки
|
Организационно-мотивационный этап
|
С какими ожиданиями вы пришли на мастер-класс?
|
|
Актуализация субъективного опыта участников. Целеполагание
|
Рисование ёлочки
|
|
Теоретический этап
|
- НаШтоБуЗУ - последовательность этапов контрольно-оценочной деятельности
-контроль -оценка
-отметка
|
|
Практический этап
|
Приём «Цветные дорожки»
Прием «Оценочный поезд»
Психологические ситуации
|
|
Рефлексивный этап
|
Оценка собственных успехов и затруднений по этой теме
|
|
Приложение 2
Приём «Инсерт»
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
V
|
+
|
—
|
?
|
Тезисно записываются термины и понятия, которые уже были известны.
|
Отмечается все новое, что стало известно.
|
Отмечаются противоречия: , то, что идет вразрез с вашими знаниями и убеждениями.
|
Перечисляются непонятные моменты: те, что требуют уточнения, или вопросы, возникшие по мере работы мастер-класса.
|
Приложение 3
Тест
- Программа развития универсальных учебных действий представлена группой ученых под руководством…
А) В. Левченко
Б) П.Я. Гальперина
В) Л.С. Выготского
Г) А.Г. Асмолова +
2. В каком виде универсальных учебных действий в основе лежат самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания?
А) личностном +
Б) регулятивном
В) познавательном
Г) коммуникативном
3. Этот вид УУД обеспечивает социальную компетентность.
А) регулятивный
Б) коммуникативный+
В) личностный
Г) познавательный
4. Эти УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по ее этапам: от осознания цели – через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
А) регулятивные+
Б) личностные
В) познавательные
Г) коммуникативные
ЗАСЕДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
“Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся
посредством использования
эффективных педагогических приёмов”
(мастер-класс)
Мозалёва Алла Петровна
председатель
учебно-методического объединения
учителей начальных классов
Могилёвского района
2023
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение ими эффективных педагогических приёмов организации контрольно-оценочной деятельности
Задачи:
познакомить с возможностями применения активной оценки согласно с правилами организации обучения с помощью данного метода;
обеспечить усвоение педагогами понятий «контроль», «оценка», «отметка»;
способствовать расширению представлений педагогов об использовании эффективных педагогических приёмов при организации контрольно-оценочной деятельности учащихся;
создать условия для совместной отработки конкретных методических приёмов при организации контрольно-оценочной деятельности;
совершенствовать навыки самоанализа и рефлексии педагогической деятельности.
Оборудование: бейджи,конверты (по количеству участников), цветные карандаши, листы формата А4, лист контроля, карточки с заданиями для работы в группах, кубик для рефлексии.
Ход мастер-класса
- Организационно-мотивационный этап
Ведущий мастер-класса приветствует участников у входа в кабинет, просит взять со стола бейдж и в соответствии с его цветом сформировать группы.
Приём «Эмоциональное восприятие»
В. Я попрошу вас взять бейдж такого цвета, который соответствует вашему настроению. (Участники выбирают.)
В. Те, кто выбрал бейдж зелёного цвета, хотят быть успешными на сегодняшнем семинаре.
Те, кто выбрал оранжевые — желают общаться.
Жёлтые — планируют быть активными.
Выбравшие голубой цвет — будут настойчиво и активно отстаивать свою точку зрения.
Участники мастер-класса разделены на 4 группы.
Приём «Пять слов»
В. “Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота”, - говорил царь Соломон. Предлагаю вам оформить бейдж для самопрезентации: записать своё имя, название учреждения образования, в котором вы работаете, и две основные черты характера, а также нарисовать своё эмоциональное состояние.
Приём «Письмо самому себе»
В. Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам взять конверт, написать на нём своё имя. На чистом листе опишите кратко свои ожидания от сегодняшнего мастер-класса. А теперь положите письмо в конверт – вы получите его в конце занятия.
Притча
Ведущий знакомит педагогов с восточной притчей:
«Жил-был один монах. Всю жизнь он пытался выяснить, чем отличается ад от рая. Об этом он размышлял днями и ночами. И вот однажды, когда он заснул после мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в ад. Осмотрелся монах и увидел: сидят люди перед котлом с едой, все измождённые, голодные. Присмотрелся – у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг подбегает к монаху местный служащий и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в рай.
Приехал монах в рай. И что же он видит? Та же картина, что и в аду: котлы с едой, у людей ложки с длиннющими ручками, но все весёлые и сытые. Присмотрелся – а здесь люди этими ложками кормят друг друга» [1].
Ведущий предлагает сформулировать главную мысль притчи. (Залог успеха - в помощи друг другу.)
В. Я думаю, что вы в групповой работе также будете помогать друг другу.
Лист контроля (Приложение 1)
В. В процессе нашей работы вы будете заполнять «Лист контроля», в котором прописаны этапы работы мастер-класса, используя приём «Инсерт». (Приложение 2)
Это приём технологии развития критического мышления, используемый при работе с текстом, с новой информацией. Мы с вами воспользуемся им при заполнении таблицы в графе «Пометки».
- Этап актуализации субъективного опыта участников. Целеполагание
Участникам мастер-класса предлагается за 1 минуту нарисовать ёлочку. Затем ведущий выставляет за выполненную работу отметки от 1 до 10. При этом участники видят, что тщательно нарисованные ёлочки оцениваются хуже, чем небрежные наброски.
В. У вас не возник вопрос: «А почему такая отметка?».
- Я хотела увидеть большую ёлочку, украшенную разноцветными шарами. (Предполагается, что участники семинара скажут: «Так вы же нам об этом не сказали».)
В. Да, я, как учитель, допустила ошибку, не сказав вам в начале работы, по каким критериям буду оценивать это задание, на что буду обращать внимание («НаШтоБуЗУ»). Если учитель и учащиеся имеют критерии, то в классе создаётся среда, благоприятная для учения. Критерии оценки – это одно из эффективных средств обеспечения обратной связи на уроке.
Таким образом, мы обозначили проблему, которую будем сегодня обсуждать и находить пути решения. Веяния времени ставят перед нами задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учащихся и расширению оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты учащегося.
Итак, тема мастер-класса – «Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся посредством использования эффективных педагогических приёмов».
В.В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Целеполагание
В. Сегодня в ходе нашего занятия мы:
- выделим важные дидактические функции НАШтоБуЗу (по технологии активной оценки);
- познакомимся с дидактическими средствами организации контрольно-оценочной деятельности;
- научимся применять на практике методические приёмы при организации контрольно-оценочной деятельности.
III. Теоретический этап
В. Готовясь к мастер-классу, я обратилась к технологии активной оценки (АО). Учителя, которые применяют технологию АО и вооружают учащихся критериями оценки, называют их акронимом «НаШтоБуЗУ» (па-беларуску: на што буду звяртаць увагу). Это как договор между учителем и учеником, правила игры, способ уточнения цели, навигатор, связь между целью и итоговой диагностикой, средство обратной связи.
Ведущий знакомит с литературой по теме «Технология АО».
В. НаШтоБуЗУ выполняет ряд важных дидактических функций:
- мотивирующую, поскольку очерчивает объём работы, содержание, которое необходимо усвоить, указывает границы того, что нужно знать и уметь; указывает на то, что будет проверяться;
- организующую: даёт учащимся ориентиры деятельности, помогает видеть по ходу работы свои успехи и проблемы, корректировать в случае необходимости свою деятельность и её промежуточные результаты, повышает ответственность за своё учение;
- управляющую: учитель видит степень соответствия между критериями деятельности учеников и её результатами, что позволяет оперативно реагировать и регулировать процесс усвоения учебного материала;
- интегрирующую: осведомлённость родителей о критериях оценки позволяет вовлекать их в процесс учения детей;
- здравоохранительную: знание учащимися критериев оценки создаёт психологически комфортную среду, исключает ситуации стрессов из-за неопределённости в организации контроля, обеспечивает взаимопонимание между учителем, учащимися и их родителями [2].
Таким образом, НаШтоБуЗУ обеспечивает учащимся высокий уровень учебной мотивации, делая «правила игры» определёнными, содержание контроля открытым, а не засекреченным.
В. Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы: (называются этапы в нарушенной последовательности)
Работа в группах «Этапы контрольно-оценочной деятельности»
Каждая группа получает разрезанную карточку, в которой нужновосстановить последовательность этапов контрольно-оценочной деятельности на учебном занятии и аргументировать свой выбор.
Этапы контрольно-оценочной деятельности:
- Постановка цели
- Выработка критериев
- Организация учебной деятельности
- Оценка
- Отметка
Участники каждой группы аргументируют выбранную последовательность этапов.
В. Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть? Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной.
Основным видом деятельности учащихся и учителя является учебная. Компонентами учебной деятельности являются контроль, оценка и отметка.
В. Давайте попробуем разобраться в этих понятиях.
Работа в группах «Определение понятий»
Приём «Мозговой штурм»
Участникам предлагаются конверты с набором слов, из которых необходимо составить определение понятия (в конверте присутствуют лишние слова).
Группа №1 – контроль (1 вариант)
Группа №2 – контроль (2 вариант)
Группа № 3 – оценка
Группа №4 – отметка
Самопроверка. Взаимопроверка
Контроль – процесс сопоставления, сравнения контролируемого объекта или процесса с эталоном, нормами, критериями.
Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами.
Оценка – развёрнутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает прежде всего своё личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка – результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах [3].
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке.
В. А какой должна быть оценка, как вы считаете?
Участники предлагают свои варианты ответов: объективной; адекватной; мотивированной; стимулирующей; дифференцированной; заинтересованной; выразительной; понятной; уважительной.
В. Контроль имеет разные функции, из которых главная - функция обратной связи. Только лишь постоянно имея информацию о том, как "ведет" себя, как реагирует класс, ученик на воздействие учитель, ученика-консультанта, можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, умениями и навыками. Только тогда учитель может быть уверенным в том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.
IV. Практический этап
В. Важно, чтобы учащийся сознавал, почему получена та или иная отметка, чтобы у него не опускались руки, и появлялось стремление добиться успеха.
В этом плане на уроках помогают некоторые приемы контрольно- оценочной деятельности.
1) Приём «Цветные поля» или «Цветовые дорожки»
В. Предлагаю вашему вниманию небольшой тест (для каждого участника). (Приложение 3)
Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Значит, критерием будет правильность выполнения. За каждый правильный ответ вы получаете 2,5 балла.
Просмотрите тест и поднимите руку те участники, у которых задания теста не вызывают затруднений. А теперь поднимите руку те, которым задания показались сложными. И поднимите руку те, кто считает, что не справится с заданием.
На выполнение теста 5 мин.
В. Прежде чем сдать свою работу на проверку, возьмите цветные карандаши и отчертите поля:
Красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
жёлтые поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». зелёные поля - «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».
В. Этот приём используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Этот приём удобен и детям, и учителю. Как вы думаете почему? (Участники высказывают своё мнение.)
В. Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы мы понимаем, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Таким образом, у обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.
Проверка теста по ключу
В. Почему этот тест вызвал у вас затруднения? Что вы должны знать и уметь? Потому, что мы с вами не отработали эту тему. Прежде чем давать какой-то тест, проверочную работу, нужно показать учащимся, какие будут задания, чтобы они стремились к отработке именно этих определений, заданий.
2) Приём «Знаковая символика»
В. Предлагаю вам выполнить небольшое задание по русскому языку:
«Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова».
- Что вначале нужно выяснить?
! ЗНАТЬ и УМЕТЬ
Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели:
- знать, что такое парная согласная;
- уметь находить корень;
- уметь подбирать проверочные слова.
- Что дальше нужно сделать? (предложить критерии оценки)
! КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ
- Какие критерии выполнения,НаШтоБуЗУ – на что буду обращать внимание:
- правильно ли подобраны слова (в соответствии с темой)
- правильное написание.
- Итак, мы с вами составили план совместных действий, определили последовательность. Теперь можем приступить к выполнению работы.
На выполнение задания 5 мин.
Самопроверка. Взаимопроверка
В. Проверьте выполненное задание. Обменяйтесь в парах и оцените работу своего соседа (знаками).
В. На полях тетради ученик фиксирует знаком результат выполнения задания.
« ! » - отлично выполнил
«+» - хорошо
«?» - есть затруднения
«-» - не справился с работой
В. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать себя.После используется приём«Взаимный контроль»: учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Затем работу проверяет учитель. Он может согласиться или не согласиться с поставленным ребёнком знаком. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят.
В. Приём «Оценочный поезд» также способствует созданию комфортной обстановки на занятиях. Ученикам раздаются шапочки с фразами «Нет ошибок», «Допустил 1-2 ошибки», «Допустил более 2 ошибок». Остальные ученики образуют состав. (Проводится с участниками мастер-класса.)
В. Далее выясняется, почему были допущены те или иные ошибки и что нужно сделать, чтобы потом их не допускать.
3) Разработка психологических ситуаций
Приём «Мозговой штурм»
Цель: используя мнение групп, выработать оптимальный алгоритм действий педагога в подобных ситуациях контроля и оценивания учебных достижений учащихся.
Ситуация 1
Ученик плохо усваивает предмет. За текущую контрольную работу он получил отметку «2», поэтому дома его будут ругать. Ваши действия.
Ситуация 2
Ученики выполнили проверочную работу. Одному вы поставили «7», а другому при таком же количестве ошибок – «5». Ученик, получивший «5», решил выяснить у вас, почему выставлены разные отметки. Ваши действия.
Ситуация 3
В школу пришла мама одного из ваших учеников и высказала возмущение по поводу успеваемости сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьёй, а отметок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Мой сын – способный мальчик. А вы к нему предвзято относитесь». Ваши действия.
Ситуация 4
На уроке вы спросили ученика, претендующего на получение высоких отметок, однако тот ответил, что не готов, как и предыдущий ученик, который претендентом на звание отличника не является. Ваши действия.
Участники, используя приём «Мозговой штурм», вырабатывают оптимальный алгоритм действий педагога в предложенных ситуациях.
V. Рефлексивный этап
Педагоги на протяжении всего мастер-класса заполняли лист контроля, используя приём «Инсерт».
В. Давайте проанализируем ваши листы контроля, с помощью приёма «Кубик Блума». (Участники бросают кубик и отвечают на вопрос, который выпал на грани кубика.)
- Что было известно?
- Что нового узнали?
- Я думал по-другому…
- Мне было непонятно…
В. А теперь возьмите свои письма и запишите в них:
(Ведущий раздаёт письма участникам)
üОправдались ли ваши ожидания?
üЧто было для вас открытием?
üЧто бы вы хотели ещё узнать?
В. И напоследок, как водится, притча, подводящая итог нашему разговору:
«Ученик вызвал на соревнование учителя – рубить деревья. Он рубил не переставая, время от времени слыша перерыв у учителя.
Но учитель его опередил.
— Как же так, как ты мог меня опередить? Ведь ты останавливался, а я рубил без отдыха?
— В это время я точил топор». [4]
В. От себя добавлю: в момент, когда ты «оттачиваешь топор» – «убиваешь», как минимум, трех зайцев: натачиваешь инструмент для более эффективной работы, отдыхаешь (смена деятельности дает передышку от предыдущей!) и заодно – продумываешь свой следующий шаг (выпав на время из круговорота, видишь «со стороны», как лучше приступить к следующему этапу работы). Такой ритм деятельности очевидно эффективнее, чем непрерывная «продуктивная» работа полного сил, но безголового ученика… Так будем же учениками «с головой»!
Спасибо за работу!
Список использованных источников
1. Ад и Рай. Восточная притча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//www/litmir/me/br/?b=249012&p=11. – Дата доступа : 01.03.2023
2. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі: дапаможнiк для настаўнікаў/ М.І. Запрудскі, М.В. Кудзейка, Т.П. Мацкевіч і інш.; пад.рэд. М.І. Запрудскага. - Мiнск, 2014.- 238 с.
3. Войтович Т.С. Контрольно-оценочная деятельность: содержание, средства, результат // Народная асвета. – № 11. – 2013.
4. 1. Мудрый учитель. Восточная притча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https//www/litmir/me/br/?b=249012&p=11. – Дата доступа : 01.03.2023
Приложение 1
Лист контроля
Этапы
|
Элементы
|
Пометки
|
Организационно-мотивационный этап
|
С какими ожиданиями вы пришли на мастер-класс?
|
|
Актуализация субъективного опыта участников. Целеполагание
|
Рисование ёлочки
|
|
Теоретический этап
|
- НаШтоБуЗУ - последовательность этапов контрольно-оценочной деятельности
-контроль -оценка
-отметка
|
|
Практический этап
|
Приём «Цветные дорожки»
Прием «Оценочный поезд»
Психологические ситуации
|
|
Рефлексивный этап
|
Оценка собственных успехов и затруднений по этой теме
|
|
Приложение 2
Приём «Инсерт»
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
V
|
+
|
—
|
?
|
Тезисно записываются термины и понятия, которые уже были известны.
|
Отмечается все новое, что стало известно.
|
Отмечаются противоречия: , то, что идет вразрез с вашими знаниями и убеждениями.
|
Перечисляются непонятные моменты: те, что требуют уточнения, или вопросы, возникшие по мере работы мастер-класса.
|
Приложение 3
Тест
- Программа развития универсальных учебных действий представлена группой ученых под руководством…
А) В. Левченко
Б) П.Я. Гальперина
В) Л.С. Выготского
Г) А.Г. Асмолова +
2. В каком виде универсальных учебных действий в основе лежат самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания?
А) личностном +
Б) регулятивном
В) познавательном
Г) коммуникативном
3. Этот вид УУД обеспечивает социальную компетентность.
А) регулятивный
Б) коммуникативный+
В) личностный
Г) познавательный
4. Эти УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по ее этапам: от осознания цели – через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
А) регулятивные+
Б) личностные
В) познавательные
Г) коммуникативные
раскрыть » / « свернуть