Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Требования к оформлению исследовательских работ

Прежде всего, необходимо четко представить себе проблему, которую нужно изучить. Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

Далее идут остальные 10 характеристик и вопросы к  ним:

  1. Тема: как это назвать?
  2. Актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
  3. Объект исследования: что рассматривается?
  4. Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?
  5. Цель исследования: какой результат предполагается получить, какими в общих чертах видится этот результат еще до его получения?
  6. Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
  7. Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
  8. Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
  9. Значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
  10. Значение для практики: какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Оформление работы:

  • Шрифт 15
  • Интервал 1
  • Поля правое -1, левое – 3, сверху и снизу по 2 см
  • Нумерация начинается с титульного и заканчивается приложениями

Исследовательская работа состоит:

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Ведение
  • Основная часть (разделы и параграфы)
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение 1-2 стр:

  • Теоретическое обоснование исследования      (формулировка темы)
  • Цель
  • Актуальность темы
  • Проблема  или гипотеза исследования
  • Объект
  • Предмет
  • Задачи
  • Методы
  • Практическая значимость работы
  • Возможность продолжения работы по теме
  • Краткий анализ использованных источников

Список литературы:

  • Не более  5-7 источников
  • В алфавитном порядке авторов
  • Либо в порядке использования ссылок, (ссылки на представленные источники обязательны)

Приложения

Приложения – нумеруются заглавными буквами русского алфавита: А, Б, В, Г… (идеальный вариант – не более 10 приложений)

  • Дополнительные тексты
  • Таблицы
  • Графики
  • Карты и др

Методический продукт:

- брошюры,

- календари,

- памятки,

- рекомендации,

- публикации в СМИ,

- популяризация через сеть     Интернет (ссылка)

Диск

  • Работа
  • Презентация

Представление работы:

  • Психологическая готовность ребенка
  • Подготовка доклада
  • Соблюдение регламента  7-10  минут
  • Речь
  • Не бояться вопросов
  • Презентация

 

Создание презентации

  • Фон
  • Не более 15 слайдов
  • Без анимации
  • Без перегруженности информацией
  • Могут быть фильмы, аудиозаписи
  • Размер шрифта не менее 24 в тексте и 36 в заголовке
  • Не зачитывать текст на слайде

Структура презентации:

  • Название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя,название организации
  • Цели и задачи работы
  • Блок-схема выполнения работы
  • Демонстрация хода исследования
  • Демонстрация объектов исследования
  • Таблица полученных данных
  • Выводы
  • Благодарности руководителю и помощникам

Методы научного исследования

Метод научного исследования – это способ познания объективной действи-тельности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результа-тов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учѐных.

 Методы научного исследования могут быть подразделены на универсальные ме-тоды познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, ана-логия, классификация, наблюдение) и методы общенаучного познания (эксперимент, моделирование).

Анализ – мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез – объединение познанных в результате анализа элементов в единое це-лое.

 Индукция – процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему.

Дедукция – процесс аналитического рассуждения от общего к частному или ме-нее общему.Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит элек-тричество» к суждению «все металлы проводят электричество».

Абстрагирование (идеализация) – мысленное внесение определенных измене-ний в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализа-ции из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования.

Аналогия – метод познания, при котором происходит перенос знания, получен-ного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете. Применение метода аналогии в научном познании требует опре-деленной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффективно.

Классификация – распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация – это процесс упорядочивания информации. В процессе изуче-ния новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит  ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существу-ет специальная теория классификации – таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, гео-логии и т.п.). Одной из первых классификаций в естествознании явилась классифика-ция растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Лин-нея (1707–1778). Для представителей живой природы он установил определенную гра-дацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и яв-лений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровер-гающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений. Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидро-логии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном воспри-ятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В зависимости от по-ложения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и вклю-ченное наблюдение. Первое состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу, еѐ деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного движения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участников движения, в отдельных моментах провоцируя их на нарушения. Виды: – непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения тех-нических средств; – опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют по-левым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы иссле-дователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фик-сироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Эксперимент - (от лат. experimentum – проба, опыт) в научном методе – набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипо-тезы или научного исследования. Это наблюдение в специальных контролируемых ус-ловиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влия-ния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента мно-гократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Одно из главных требований к эксперименту – его воспроизводимость. Эксперимент делится на следующие этапы: – сбор информации; – наблюдение явления; – анализ; – выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;

Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ог-раничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естест-венный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый про-цесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.

Моделирование – метод научного познания, основанный на изучении каких- ли-бо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования-оригиналом, или прототипом. Таким образом, сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений. Современной науке известно несколько типов моделирования: 1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала; 2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики; 3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними.

Разделы сайта