Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Алгоритм межведомственных действий

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних Могилевского облисполкома

№ 2 от 1 марта  2012г.

(в редакции постановления комиссии по делам несовершеннолетних № 6 от 18.11.2021)

 

Алгоритм межведомственных действий по профилактике, фактам суицидального поведения несовершеннолетних

 

 

  1. Первичная (общая) профилактика

 

Проводится на протяжении всего учебного года и предназначена для всех обучающихся, направлена на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей.

Для проведения мероприятий следует выбирать тематику позитивной направленности и жизнеутверждающей позиции. При подготовке и проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, направленных на недопущение вовлечения учащихся в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, необходимо привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных организаций.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь)

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

1.1.

Организация и проведение обучения специалистов заинтересованных служб по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Использование в практике работы системы практикоориентированных, межведомственных семинаров.

ежегодно

субъекты профилактики,

горрайисполкомы, администрации районов  (далее -  горрайисполкомы)

1.2

Организация проведения межведомственных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

систематически

 горрайисполкомы

1.3

Включение в планы воспитательной работы комплекса мероприятий, направленных на профилактику кризисных состояний несовершенноелтних, формирования культуры здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, обеспечение досуговой занятости обучающихся.

 

ежемесячно

учреждения образования

1.4

Размещение на сайтах управлений, отделов по образованию, учреждений образования и здравоохранения информации по профилактике суицидального поведения.

 

постоянно

отделы по образованию, учреждения  образования и здравоохранения

1.5

Организация взаимодействия   с Белорусской Православной церковью в работе по профилактике суицидов, правонарушений и преступлений, курения, алкоголизма, наркотической зависимости, ЗППП несовершеннолетних.

 

постоянно

отделы по образованию, учреждения образования и здравоохранения, другие заинтересованные

1.6

Обеспечение функционирования «телефонов доверия», информирования населения об их работе, с размещением реквизитов в доступных общественных местах, СМИ.

постоянно

горрайисполкомы

1.7

Проведение месячника по профилактике кризисного состояния (суицидального поведения) несовершеннолетних, который включает психолого-педагогическую диагностику, организацию профилактических мероприятий в том числе в рамках акции «Неделя психологии» и  областного профилактического марафона «Старт на безопасность!»)

 

сентябрь-октябрь

отделы по образованию, учреждения образования во взаимодействии с заинтересованными субъектами профилактики

 

1.8.

Проведение мероприятий, направленных на  предупреждение вовлечения несовершеннолетних в активные деструктивные сообщества

 

постоянно

горрайисполкомы

1.9.

Включение тематики предупреждения суицидальных проявлений в план родительского всеобуча

 

при планировании работы

отделы по образованию, учреждений образования

  1. Вторичная профилактика

 

Проводится в начале учебного года, а также при поступлении информации о каждом несовершеннолетнем, склонном к суицидальному поведению, совершившим суицидальную попытку, вовлеченном в деструктивные Интернет-сообщества, и направлена на выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности, на своевременное выявление учащихся, имеющих измененное психоэмоциональное состояние, склонных к суицидоопасному поведению.

Организация и проведение мероприятий вторичной профилактики должны быть направлены на изучение учащихся с учетом их личностных особенностей, модели поведения, кризисных ситуаций или негативных жизненных событий. На этом этапе предусмотрено проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, имеющими высокий суицидальный риск, по обучению социальным и поведенческим навыкам, снятию эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др. Важным является проведение обучающих тренингов для педагогов и родителей по повышению компетентности в области распознавания маркеров суицидального риска, путях действия в кризисных ситуациях.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь)

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

2.1.

Проведение диагностических исследований по выявлению склонности к суицидальному поведению в рамках социальных расследований (независимо от критериев и показателей СОП), также в рамках сопровождения  несовершеннолетних других категорий (ИПР, КР)

по факту

специалисты СППС учреждений образования 

2.2

Наблюдение за эмоциональным состоянием обучающихся в рамках учебного процесса с учетом маркеров суицидального поведения. Изучение межличностных отношений участников образовательного процесса, причин конфликтных ситуаций, эмоционально-нестабильных проявлений несовершеннолетних.

постоянно

педагогические работники учреждений образования (классные руководители, кураторы учебных групп, педагоги социальные, педагоги-психологи и др.)

2.3.

Проведение психологической диагностики в рамках социального расследования по критерию 1 показателя 7 Постановления 22 по фактам совершения несовершеннолетними парасуицида

по факту

учреждения образования

 

 

2.4.

Формирование по результатам психолого-педагогической диагностики (согласно данным  п.1.7, 2.1, 2.2, 2.3)  банка данных, планирование  коррекционной работа в отношении:

- учащихся, требующих повышенного педагогического внимания (испытывающих трудности в социальной адаптации, проблемы в налаживании коммуникаций, имеющие высокий уровень тревожности и т.д.);

             - учащихся группы суицидального риска

-ежегодно до 1 ноября и

до 1 февраля (по результатам изучения динамики психоэмоциональных состояний у учащихся, требующих повышенного педагогического внимания),

-внесение изменений в течение года, по мере появления новых данных наблюдения и диагностики

 

 

 

 

учреждения образования

 

Модель действий по результатам психолого-педагогической диагностики

 

Результаты психолого-педагогической диагностики

(в  учреждении образования должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов)

 

 

 

Учащиеся без изменений в психоэмоциональном состоянии

 

Учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания

 

Учащиеся с суицидальным поведением

 

 

Педагог-психолог

-осуществляет работу в рамках психолого-педагогического скрининга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

- доводит информацию до родителей и педагогического окружения несовершеннолетнего,

- дает рекомендации по осуществлению целенаправленного наблюдения и поддержки;

- осуществляет необходимую коррекционно-развивающую работу;

- в январе проводит повторную психолого-педагогическую диагностику, определяет динамику психоэмоционального состояния.

 

Педагог-психолог

-оказывает соответствующую психологическую помощь несовершеннолетнему с согласия законных представителей  (согласие не требуется, если ребенок признан находящимся в СОП);

-информирует  законных представителей о возможности получения специализированной помощи (психологической,психотерапевтической, психиатрической) в организациях здравоохранения по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

 

  1. Третичная профилактика

 

Направлена на снижение последствий и уменьшение вероятности парасуицида, включает в себя социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь суициденту и его социальному окружению.

В первую очередь, адресатом этого профилактического уровня становятся обучающиеся, совершившие попытку суицида, с которыми проводится индивидуальная коррекционная работа, а также организуются консультации для законных представителей и педагогов.

Важно информировать обучающегося и его законных представителей об имеющихся психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов). С согласия законных представителей несовершеннолетнего организации здравоохранения оказывают специализированную медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетним, в отношении которых имеются достоверные данные о наличии суицидопасного поведения (Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь). Оказание помощи несовершеннолетним осуществляется в детском отделении УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница», в неврологическом отделении УЗ «Могилевская областная детская больница», в педиатрическом отделении    УЗ «Бобруйская городская детская больница».

 

 

Межведомственное взаимодействие по фактам суицидального поведения несовершеннолетних

 

      Областной межведомственной группой изучаются причины и условия, способствующие совершению суицида несовершеннолетними;

      Районной (городской) межведомственной группой проводится проверка по фактам парасуицидов несовершеннолетних.

        По итогам проверки рабочей группы территориальная КДН, совместно с заинтересованными,  решает вопрос о необходимости проведения социально расследования на наличие/отсутствие критериев СОП. В случае необходимости проведения социального расследования КДН направляет отношение в отдел по образованию

(показатель 6 критерий 1 социально опасного положения. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22) 

 

 

 

 

 

       В учреждении образования. Информация от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, специалистов учреждений здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики о фактах суицидального поведения несовершеннолетних является сигналом для незамедлительного начала целенаправленной психолого-педагогической работы с ребенком и его семьей.

       С учетом анализа  ситуации, возможна организация психологической помощи участникам образовательного процесса силами региональной группы реагирования (приказ главного управления по образованию «О деятельности региональных групп реагирования» от 15.07.2021 № 259).

       Принятие своевременных мер субъектами профилактики по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних находится на контроле горрайисполкомов.

 

 

 

 

Разделы сайта