- Первичная (общая) профилактика
Проводится на протяжении всего учебного года и предназначена для всех обучающихся, направлена на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей.
Для проведения мероприятий следует выбирать тематику позитивной направленности и жизнеутверждающей позиции. При подготовке и проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, направленных на недопущение вовлечения учащихся в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, необходимо привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных организаций.
Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь)
|
№
|
Содержание деятельности
|
Сроки выполнения
|
Ответственные
|
1.1.
|
Организация и проведение обучения специалистов заинтересованных служб по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
Использование в практике работы системы практикоориентированных, межведомственных семинаров.
|
ежегодно
|
субъекты профилактики,
горрайисполкомы, администрации районов (далее - горрайисполкомы)
|
1.2
|
Организация проведения межведомственных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних
|
систематически
|
горрайисполкомы
|
1.3
|
Включение в планы воспитательной работы комплекса мероприятий, направленных на профилактику кризисных состояний несовершенноелтних, формирования культуры здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, обеспечение досуговой занятости обучающихся.
|
ежемесячно
|
учреждения образования
|
1.4
|
Размещение на сайтах управлений, отделов по образованию, учреждений образования и здравоохранения информации по профилактике суицидального поведения.
|
постоянно
|
отделы по образованию, учреждения образования и здравоохранения
|
1.5
|
Организация взаимодействия с Белорусской Православной церковью в работе по профилактике суицидов, правонарушений и преступлений, курения, алкоголизма, наркотической зависимости, ЗППП несовершеннолетних.
|
постоянно
|
отделы по образованию, учреждения образования и здравоохранения, другие заинтересованные
|
1.6
|
Обеспечение функционирования «телефонов доверия», информирования населения об их работе, с размещением реквизитов в доступных общественных местах, СМИ.
|
постоянно
|
горрайисполкомы
|
1.7
|
Проведение месячника по профилактике кризисного состояния (суицидального поведения) несовершеннолетних, который включает психолого-педагогическую диагностику, организацию профилактических мероприятий в том числе в рамках акции «Неделя психологии» и областного профилактического марафона «Старт на безопасность!»)
|
сентябрь-октябрь
|
отделы по образованию, учреждения образования во взаимодействии с заинтересованными субъектами профилактики
|
1.8.
|
Проведение мероприятий, направленных на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в активные деструктивные сообщества
|
постоянно
|
горрайисполкомы
|
1.9.
|
Включение тематики предупреждения суицидальных проявлений в план родительского всеобуча
|
при планировании работы
|
отделы по образованию, учреждений образования
|
- Вторичная профилактика
Проводится в начале учебного года, а также при поступлении информации о каждом несовершеннолетнем, склонном к суицидальному поведению, совершившим суицидальную попытку, вовлеченном в деструктивные Интернет-сообщества, и направлена на выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности, на своевременное выявление учащихся, имеющих измененное психоэмоциональное состояние, склонных к суицидоопасному поведению.
Организация и проведение мероприятий вторичной профилактики должны быть направлены на изучение учащихся с учетом их личностных особенностей, модели поведения, кризисных ситуаций или негативных жизненных событий. На этом этапе предусмотрено проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, имеющими высокий суицидальный риск, по обучению социальным и поведенческим навыкам, снятию эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др. Важным является проведение обучающих тренингов для педагогов и родителей по повышению компетентности в области распознавания маркеров суицидального риска, путях действия в кризисных ситуациях.
Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь)
|
№
|
Содержание деятельности
|
Сроки выполнения
|
Ответственные
|
2.1.
|
Проведение диагностических исследований по выявлению склонности к суицидальному поведению в рамках социальных расследований (независимо от критериев и показателей СОП), также в рамках сопровождения несовершеннолетних других категорий (ИПР, КР)
|
по факту
|
специалисты СППС учреждений образования
|
2.2
|
Наблюдение за эмоциональным состоянием обучающихся в рамках учебного процесса с учетом маркеров суицидального поведения. Изучение межличностных отношений участников образовательного процесса, причин конфликтных ситуаций, эмоционально-нестабильных проявлений несовершеннолетних.
|
постоянно
|
педагогические работники учреждений образования (классные руководители, кураторы учебных групп, педагоги социальные, педагоги-психологи и др.)
|
2.3.
|
Проведение психологической диагностики в рамках социального расследования по критерию 1 показателя 7 Постановления 22 по фактам совершения несовершеннолетними парасуицида
|
по факту
|
учреждения образования
|
2.4.
|
Формирование по результатам психолого-педагогической диагностики (согласно данным п.1.7, 2.1, 2.2, 2.3) банка данных, планирование коррекционной работа в отношении:
- учащихся, требующих повышенного педагогического внимания (испытывающих трудности в социальной адаптации, проблемы в налаживании коммуникаций, имеющие высокий уровень тревожности и т.д.);
- учащихся группы суицидального риска
|
-ежегодно до 1 ноября и
до 1 февраля (по результатам изучения динамики психоэмоциональных состояний у учащихся, требующих повышенного педагогического внимания),
-внесение изменений в течение года, по мере появления новых данных наблюдения и диагностики
|
учреждения образования
|
Модель действий по результатам психолого-педагогической диагностики
Результаты психолого-педагогической диагностики
(в учреждении образования должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов)
|
|
|
Учащиеся без изменений в психоэмоциональном состоянии
|
|
Учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания
|
|
Учащиеся с суицидальным поведением
|
|
|
Педагог-психолог
-осуществляет работу в рамках психолого-педагогического скрининга
|
|
Педагог-психолог
- доводит информацию до родителей и педагогического окружения несовершеннолетнего,
- дает рекомендации по осуществлению целенаправленного наблюдения и поддержки;
- осуществляет необходимую коррекционно-развивающую работу;
- в январе проводит повторную психолого-педагогическую диагностику, определяет динамику психоэмоционального состояния.
|
|
Педагог-психолог
-оказывает соответствующую психологическую помощь несовершеннолетнему с согласия законных представителей (согласие не требуется, если ребенок признан находящимся в СОП);
-информирует законных представителей о возможности получения специализированной помощи (психологической,психотерапевтической, психиатрической) в организациях здравоохранения по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.
|
|
- Третичная профилактика
Направлена на снижение последствий и уменьшение вероятности парасуицида, включает в себя социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь суициденту и его социальному окружению.
В первую очередь, адресатом этого профилактического уровня становятся обучающиеся, совершившие попытку суицида, с которыми проводится индивидуальная коррекционная работа, а также организуются консультации для законных представителей и педагогов.
Важно информировать обучающегося и его законных представителей об имеющихся психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов). С согласия законных представителей несовершеннолетнего организации здравоохранения оказывают специализированную медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетним, в отношении которых имеются достоверные данные о наличии суицидопасного поведения (Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь). Оказание помощи несовершеннолетним осуществляется в детском отделении УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница», в неврологическом отделении УЗ «Могилевская областная детская больница», в педиатрическом отделении УЗ «Бобруйская городская детская больница».
|
Межведомственное взаимодействие по фактам суицидального поведения несовершеннолетних
Областной межведомственной группой изучаются причины и условия, способствующие совершению суицида несовершеннолетними;
Районной (городской) межведомственной группой проводится проверка по фактам парасуицидов несовершеннолетних.
По итогам проверки рабочей группы территориальная КДН, совместно с заинтересованными, решает вопрос о необходимости проведения социально расследования на наличие/отсутствие критериев СОП. В случае необходимости проведения социального расследования КДН направляет отношение в отдел по образованию
(показатель 6 критерий 1 социально опасного положения. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22)
В учреждении образования. Информация от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, специалистов учреждений здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики о фактах суицидального поведения несовершеннолетних является сигналом для незамедлительного начала целенаправленной психолого-педагогической работы с ребенком и его семьей.
С учетом анализа ситуации, возможна организация психологической помощи участникам образовательного процесса силами региональной группы реагирования (приказ главного управления по образованию «О деятельности региональных групп реагирования» от 15.07.2021 № 259).
Принятие своевременных мер субъектами профилактики по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних находится на контроле горрайисполкомов.
|